Полезные статьи

Аккумуляторные батареи

Аккумуляторная батарея. AGM или Гель ? Стоит ли переплачивать ?

широчайший выбор аккумуляторных батарей

Как подобрать АКБ для ИБП и почему GEL и AGM, практически, одно и то же.

аккумуляторные батареи

Мы, как продавцы АКБ, слишком часто слышим от наших потенциальных покупателей требование: «Мне нужен ГЕЛЕВЫЙ аккумулятор, и никакой другой!» Хотелось бы раз и навсегда разобраться и подвести черту под вопросами: что такое специализированные АКБ, каких типов они бывают, какие имеют особенности, различия, что у них общего, и на что необходимо обращать особое внимание при их выборе. Надеемся, данная статья поможет Вам купить аккумуляторную батарею нужного типа, не переплачивая лишнего за мнимое превосходство.

Итак, электри́ческий аккумуля́тор — это альтернативный химический источник электро-движущей силы (проще говоря — источник тока) продолжительного действия. Главная его особенность, каков бы ни был АКБ (автомобильный или же специализированный) - возможность обратного хода химических процессов внутри корпуса аккумулятора. Сие и есть залогом продолжительного использование (оно циклично - через зарядку-разряжение). Используют АКБ для аккумулирования тока и независимого электропитания самых разных электроприборов устройств, оборудования, для создания автономных источников энергии в быту, медицине, на производствах... все перечислить не возможно.

За идею изобретения аккумулятора стоит благодарить именно Иогана Вильгельма Риттера (а не Аллесанндро Вольта, как многие думают), который создал первый прообраз современной АКБ в 1803 году. С виду она была столбом из пятидесяти медных пятачков, переложенных влажным сукном. После того, как через сие устройство пропускался ток от столба вольта, это сооружение самостоятельно начинало себя вести как обособленный источник электроэнергии.

Но на сегодняшний день, конечно, все гораздо сложнее, безопаснее и удобнее для потребителя. Современных АКБ насчитывается множество типов: это и никель-кадмиевые (или щелочные); и им подобные, но более дешевые никель-железные АКБ (существуют только в негерметичном исполнении); никель-металлогидридные; никель-цинковые; серебряно-цинковые, серебряно-кадмиевые, никель-водородные ( эти три группы - самые дорогие из всех типов АКБ); литий-ионные; литий-полимерные; перезаряжаемые марганцево-цинковые; и, наконец, самый распространенный тип — это свинцовые (или свинцово-кисловные) АКБ - SEALED LEAD ACID BATTERY (SLA). Основным их достоинством является постоянство напряжения при изменении электрического тока нагрузки и температуры. Из этого делаем вывод, напряжение аккумулятора - это есть разность потенциалов между положительным и отрицательным полюсом при определенной постоянной нагрузке. Напряжение на клеммах аккумулятора может составлять от 1,2 до 2 В, это зависит от электрохимической ссстемы.  Первый такой аккумулятор в 1860-х годах придумал Гастон Планте, а уже в 1878 году Камилл Фор усовершенствовал его конструкцию, придумав покрывать пластины АКБ свинцовым суриком. Именно на свинцово-кислотных АКБ мы и остановимся. Если не утомлять читателя химическими формулами и спецификой взаимодействия серной кислоты и свинца, то можно сразу перейти к делению данной группы еще на четыре подгруппы.

Виды аккумулятроных батарей

 

  • Первая и самая продаваемая подгруппа свинцовых АКБ — стартерные свинцово-кислотные. Они используются для запуска двигателей внутреннего сгорания, например, в автомобилях. Сравнительно, не дорогие, но до сих пор имеют ряд недостатков. Многие их таких АКБ требуют технического обслуживания (заливки электролита), при этом они имеют низкие удельную энергию и наработку, плохо сохраняют заряд, самое опасное (особенно в закрытых помещениях) — выделяют взрывоопасные пары водорода.
  •  Вторая подгруппа — стационарные свинцово-кислотные аккумуляторы, работающие в режиме непрерывного подзаряда, которые также являются популярными именно из-за, сравнительно, низкой стоимости. Их, как правило, используют как аварийный источник тока на телефонных станциях, в телекоммуникационных системах и т. п. Обычно они большие, громоздкие и тяжелые.
  • Третья подгруппа АКБ — герметизованные свинцово-кислотные портативные. Они, как и все из этой группы, не дорогие (в сравнении с другими портативными АКБ), имеют широкий интервал рабочих температур, но все портит невозможность их хранения в разряженном состоянии, к тому же их очень сложно выполнить в миниатюрном размере (как того требует время — ведь используются они для питания маленьких приборов, инструмента и пр.).
  • Четвертая подгруппа, рекомендуемая нами для источников бесперебойного питания (ИБП) — это тяговые свинцово-кислотные АКБ — еще не дорогие, но уже способны работать в режимах глубокого разряда, имея при этом довольно большой ресурс. Им присущи: надежность, простота в хранении и эксплуатации, очень часто — довольно большая емкость. Они являются частью большинства электротранспортных систем: подходят для электромобилей, подъемников, шахтных электровозов, штабелеров, электропогрузчиков, электротягачей и много другого. Их можно эксплуатировать в достаточно тяжелых условиях, при которых АКБ будут подвержены тряске, толчкам, воздействиям высоких или же низких температур. Стоит отметить, что даже при трехмесячном простое данного аккумулятора совсем не помешает дальнейшей работе тяговой АКБ, ибо величина максимального уменьшения емкости от саморазряда не превысит 1,5-2% за период почти месячного бездействия. Для SLA АКБ характерен низкий потенциал перезаряда, у них он самый низкий, если сравнивать с другими заряжаемыми АКБ. Это защищает аккумулятор от критических потенциалов заряда, при которых происходит выделение газа и нарушение водного баланса. То есть, такая АКБ может долго хранить заряд, но при заряде не достигает своего полного потенциала, она совсем не подвержена «эффекту памяти», в связи с чем такую АКБ вполне можно оставлять в зарядном устройстве на длительное время. В среднем, качественный свинцово-кислотный аккумулятор может обеспечить от 200 до 800 циклов заряд/разряд. Но стоит помнить о том, что срок его службы значительно уменьшиться, если он постоянно будет работать под негативным воздействием высоких температур. При низких же температурах резко уменьшается способность аккумуляторной батареи отдавать ток в нагрузку. Из-за низкой плотности энергии SLA-аккумуляторов, это может быть проблемой для достаточно компактных приборов.

Производство тяговых свинцово-кислотных АКБ выполняется по двум стандартам: DIN (PzS) (стандарт Германии), а также BS (PzB) (стандарт Великобритании). Но чаще всего потребителя интересует: герметичен ли аккумулятор? Поэтому раскроем эту тему. SLA аккумуляторы действительно бывают герметичные и не герметичные (их правильнее называть "заливные"). Последние обычно используют в работе с оборудованием, которое требует отдачи большой емкости, рядом с которым в закрытом пространстве в течении длительного времени не находятся люди, которым будет вредно вдыхать испарения от таких АКБ.

А вот герметичные АКБ — абсолютно безопасны в использовании в домашней технике и небольших приборах, из за используемых в технологии их изготовления: загущения электролита, полной герметизации корпуса и клемм, а также специального регулирующего клапана. Именно этот клапан регулирует давление внутри корпуса батареи. Вы сможете их использовать абсолютно в любом положении, соблюдая, конечно, при этом нормы и требования изготовителя.

По технологии загустения электролита, герметичные свинцово-кислотные АКБ бывают: гелевыми - Gelled Electrolite (GEL), изготовленные по АЖМ-технологии - Absorptive Glass Mat (AGM), или же гибридные — в них используются обе этих технологии.

Чаще всего наши покупатели требуют именно ГЕЛЕВЫЕ АКБ, и НИКАКИЕ ДРУГИЕ. Что же в них особенного? Собственно, ничего такого. Просто в аккумуляторных батареях GEL- технологии, во время его изготовления, в сам электролит добавляют специальные вещества (Компаунды), для того, чтобы «заставить» жидкий по своей природе электролит перейти в желеобразное состояние. Затем, благодаря этим же Компаундам, в толще образовавшегося геля, формируются специальные образования (поры) с большой площадью поверхности и объемом. В них и происходит, собственно, нужная нам химическая реакция. Без сомнения, GEL- технология позволяет использовать постоянное количество электролита без доливки воды для всего срока службы АКБ. Также особенностью данных аккумуляторов является наличие самогерметизирующихся вентилей. В нем листовые сепараторы (которые разделяют электродные пластины батареи) обычно изготавливаются из прочного пластика или стекла. Из-за того что сопротивление сепараторов и электролита достаточно большое, то АКБ, изготовленные по GEL- технологии рекомендуется использовать в приборах с периодическим глубоким разрядом и зарядом АКБ. Например, это могут быть: вагонетки, инвалидные коляски, дрезины, любое переносное оборудование связи или освещения и многое другое.

Справедливости ради стоит отметить, что большой разницы между АКБ-GEL и АКБ-AGM, с точки зрения нашего потенциального покупателя нет(а в цене она существенная). Ведь в аккумуляторах, изготовленных по технологии AGM применяется просто другой способ загустения электролита. В корпус АКБ помещается пористый стекловолоконный заполнитель (чтобы Вам легче было представить что это — представьте обыкновенную губку для мытья посуды, ведь их принципы действия несколько схожи). Этот стекловолоконный заполнитель частично пропитан жидким электролитом. Частично, потому что не заполненный объем должен быть использован для рекомбинации газов. Наиболее эффективно AGM батареи показывают себя в рабочем режиме непрерывной подзарядки. То есть, их рекомендуется использовать для источников бесперебойного питания, систем связи, электростанций, систем аварийного электропитания, устройств сигнализации и прочего.

Время заряда любой из этих АКБ, как GEL, так и AGM, обычно, 8-20 часов, в зависимости от емкости самой АКБ, а также величины зарядного тока Вашего зарядного устройства. Последний фактор Вы обязательно учитывайте при подборе АКБ, ибо не всякое зарядное устройство способно полноценно работать с АКБ большой емкости, а может быть и по-другому, если ток зарядного устройства будет слишком мощным, можно испортить АКБ малой ёмкости. Чтобы избежать сульфатации пластин, опять же, любого из этих аккумуляторов, не рекомендуется без надобности прибегать к глубоким циклам их разряда, а также хранить их разряженными в течении длительного времени, так как очередной цикл их заряда/разряда забирает у АКБ какую-то емкость, уменьшая тем самым срок службы

© Интернет-магазин электротехники, 2013-2016

www.voltmarket.com.ua



Создание сайта — «Generix»


Google+